Идея прокатиться этим маршрутом зрела у меня уже года три, если не больше. Но всё время что-то мешало её осуществлению: то ремонт, то погода, то отсутствие соответствующего настроя. На этот раз я твёрдо решил осуществить свою мечту. 12 июня жена с дочкой утренней электричкой уехали в Миасс, чтобы пешком добраться до Тургояка, я же задумал добраться туда на велосипеде, гружёный палаткой, спальником, ковриком и забитым под завязку велорюкзаком. Встал рано, но пришлось дожидаться открытия магазинов, чтобы закупить в дорогу воды, бананов, батончиков. Уже собирался выезжать, но тут заметил, что слегка люфтит заднее колесо, поэтому пришлось заняться устранением люфта. В итоге выехать получилось лишь в 11:40. Дистанция приблизительно в 115 км (замерил по Гуглю) меня не пугала, в последнее время приходилось проезжать и побольше. Напрягало то, что большую часть маршрута придётся ехать по дорогам с оживлённым трафиком, особенно трассе М5. Не радовал и прогноз относительно встречного ветра до 7 м/с. Из города выбирался минут сорок. Замучили городские светофоры, колдобины на дорогах, хотелось поскорей выехать на трассу. Выбравшись, вздохнул с облегчением: ну всё, теперь крути себе да крути! Крутилось неплохо, несмотря на встречный ветер. За первый час проехал (с учётом города) 26 км. Не так уж она и страшна, М5! Во всяком случае, почти до Тимирязевского, не доходя до которого из широкой автострады с газоном посередине она превращается в узкую четырёхполосную дорогу, на которой фуры запросто могут выжать тебя на обочину. Хорошо, что ехать по этому участку не так уж и долго. Добрался до развилки и покатил в сторону Мисяша. Дорога стала ещё уже, но и движение по ней убавилось. Зато начался такой жуткий встречный ветер! После подъёма пошли такие замечательные спуски, казалось бы, разгоняйся до 50 км/ч! Но как будто упираешься в стену, едва достигая 20 км/ч. Этот участок показался самым нудным. Казалось, конца ему не будет. Но впереди уже маячил, приближаясь, Ильменский хребет и в конце концов, показался железнодорожный переезд, а за ним и Мисяш. Довольно быстро докатил до развилки на Чебаркуль, а дальше пошли уже знакомые, много раз проезжаемые до этого подъёмы и спуски по пути к Миассу. Вымотанный встречным ветром, подъёмы потихоньку проезжал на 2-2, 2-1. Но вот наконец-то Миасс! От моего подъезда до оленя на въезде в город - 102 км с мелочью. Справа поднимается Ильменский хребет, слева железная дорога и замечательный вид на озеро Ильмень. Слышны звуки с эстрады Ильменского фестиваля авторской песни, долетающие с другого берега озера. Дальше мой путь лежит к нашей стоянке на озере Тургояк. Решил проехать через город до автозавода. Сплошной спуск, катить одно удовольствие! Поворачиваю на Динамо, дальше начинается неприятный подъём. Дорога узкая, машин довольно много и вкручивать в горку с баулом здесь довольно напряжно. Тут к тому же выясняется, что у меня не включается первая передняя звезда. Приходится подниматься на 2-1. Зато дальше длинный спуск, качу по нему до последнего магазина, в котором запасаюсь водой, хлебом, пряниками. Дальше до боли знакомая дорога к стоянке. Путь от дома до неё составил 120 км. Не исключено, что велокомпьютер ошибается, раз по спутниковой карте получается 115 км, но я знаю как минимум двух человек, у кого он замеряет расстояние в точности так же, как мой. На стоянке встретил семью и друзей. Хотелось скорее броситься в Тургояк, чтобы смыть с себя пыль, пот и охладить разгорячённый организм. Вода в озере была довольно холодной, но я с удовольствием окунулся, вода Тургояка замечательно освежает. Тут же сразу застирал промокшую от пота велоформу. Интересно, что даже постиранная в Тургояке без мыла, футболка, посушившись на берегу, пропитывается запахом восхитительной свежести, никакие отдушки стиральных порошков близко не могут сравниться по этому эффекту с действием озера. Прогулялся вдоль берега и обнаружил огромный участок горевшего леса. Зрелище страшное и печальное, никогда не видел такого раньше, было ощущение, что пожар продвигался под землёй, выжигая корни деревьев. Целые с виду деревья повалились на землю из-за того, что в основании выгорели изнутри. Безнадёжно испорчен участок леса вдоль берега, где мы отдыхали уже многие годы подряд. Остаток дня прошёл в трапезе возле костра и любовании замечательным тургоякским закатом. На следующий день сгонял в ближайший магазин за продуктами и водой, это всего лишь 13 км туда и обратно. Но перед этим пришлось изрядно потрудиться с настройкой переднего переключателя передач. Оказалось, первая звезда не включалась из-за того, что тросику мешал выступ на пластиковом крыле, которое я перед самой поездкой установил под багажник. Срезал выступ, и всё более-менее нормально заработало. После обеда супруга с дочерью, а также друзья стали собираться на электричку в Миасс, а я остался ещё на ночь. Предыдущая ночь сопровождалась воем ветра, шумом волн и боем барабанов на соседней базе, эта же оказалась необычайно тихой и к тому же весьма тёплой. Утром плотно позавтракал, подстроил теперь уже задний переключатель и не спеша стал собирать палатку и другое снаряжение. В 11:12 выехал в сторону Карабаша. На этот раз ветер дул в спину и я довольно резво двигался по трассе. Вскоре город Миасс остался позади. Понравилось, что дорога чаще шла под уклон, чем в гору. Однако, стало жарко, пил очень много, запасы воды быстро таяли. Проехал Селянкино, Новотагилку, Новоандреевку. После Мухаметово, как и планировал, свернул направо на грунт. Надо было где-то пополнить запасы воды. В Байдашево спросил у местного жителя, нет ли здесь магазина, или хотя бы колодца. Тот отрицательно ответил насчёт магазина, но указал на ключ, который оказался совсем близко. Вид у источника был невзрачным. Вода медленно вытекала из деревянного короба, расположенного неподалёку от картофельной гряды и текла ниже в болотце. Однако, она оказалась холодной, чистой и необыкновенно вкусной. Я наполнил две опустевших полутора литровых бутыли и поехал дальше. Попалась развилка, направо – база отдыха, мне – налево, в Карасёво. Надо сказать, что состояние этих посёлков иначе как удручающим назвать нельзя. Нет даже электричества, хотя столбы с обрезками проводов ещё остались. Везде заметно запустение, заброшенность. Выехал на старую плотину, проехал по ней. Тут всюду тоже заметна заброшенность. Но встречаются редкие рыбаки. Справа открываются невероятно красивые виды Аргазинского водохранилища. Жарко, хочется окунуться, но место не кажется подходящим для этого, да и времени нет, собираюсь потерпеть до Увильдов. Переехал на тот берег, и тут вдруг дорога как-то разбежалась в разные стороны. Выбрал наиболее подходящую по направлению и поехал по ней. Через некоторое время насторожило то, что вид у неё какой-то запущенный, замшелый. Выехал на развилку. Одна ветвь уводила как-то уж сильно вправо и вверх. Посмотрел карту и выбрал левую дорогу. Впереди должна быть ветка железной дороги, вот и она. Но за ней дорога как-то уже совсем терялась. Вдалеке возвышались безлесные горы, скрывавшие вид на Карабаш. Мне надо двигаться направо, там где-то дальше должна быть грунтовая дорога, выходящая к шоссе на Увильды. Но дороги не видно. Немного походил и обнаружил в высокой траве тропку через болотце, выложенную из старых шпал. Пошёл по ней, катя велосипед рядом по неглубокой воде. Тропка вывела меня в какие-то странные места. Абсолютная пустыня, ни единой живой души на всём открытом пространстве. Кучи щебня, песок, мусор. Что-то вроде свалки. Похоже, весной здесь протекали бурные потоки, но сейчас всё высохло. Пекло было невыносимое. Зато приятно было пить ещё холодную родниковую воду. Обнаружилась дорога, усыпанная щебнем. Потихоньку поехал. И тут мне бросилось в глаза, что спидометр велокомпьютера стоит на нуле. Ну, обычное дело, сейчас поправлю датчик. Посмотрел вниз на правую ногу вилки и что я вижу? Датчика-то нет! Торчат лишь провода, с ободранной на краях изоляцией! Час от часу не легче. Не так жаль в этот момент было сам датчик, как то, что я теперь не смогу засечь пройденную дистанцию и контролировать скорость. Но делать нечего, поехал. Велокомпьютер превратился в обычные часы. Поначалу очень не хватало возможности посмотреть скорость, с которой еду, но потом уже смирился с этим. Из-за отсутствия велокомпьютера, длину дальнейшего пути я оценил по карте, то есть довольно приблизительно. Мало-помалу, выехал на настоящую дорогу, причём совершенно пустынную. Длинный скоростной спуск и вскоре выезжаю на развилку с шоссе, где вижу первые автомобили и первых людей с того момента, как отъехал от плотины. Дорога ведёт к Кыштыму, но мне надо направо, на Увильды. Через некоторое время сворачиваю налево к придорожному кафе, где вкусно и не очень дорого обедаю пловом и запасаюсь водой. Еду дальше. На карте изображена какая-то нечёткая тропка, ведущая направо от Косого моста к Увильдам через Увельдинскую канавку. Кажется, нахожу её, сворачиваю, поросшая травой дорога идёт справа от глубокого ручья. Начинает идти дождь, но среди деревьев он не особенно достаёт, к тому же быстро заканчивается. Менее чем через километр дорога упирается в берег небольшого заболоченного водоёма. Приходится возвращаться назад на шоссе. Еду дальше и скоро вижу уже широкую грунтовую дорогу направо, сворачиваю на неё. Дорога укатанная, но в колдобинах. Трясусь по ним и вдруг слышу сзади грохот. Оборачиваюсь и вижу, что лямка крепления велобаула с левой стороны оборвалась, баул вместе с привязанными к нему спальником, ковриком и палаткой свалился на правую сторону и волочится по земле. Ё-маё! Что делать-то? Вспоминаю, что друзья оставили мне верёвку, чтобы я смог досушить свою велоформу на Тургояке. Верёвка хорошая и длинная, метров 15. Начинаю долго и нудно приматывать баул к багажнику. Примотал, поехал дальше. Дорога выводит меня к краю Тайгинки. Тут уже асфальт, направо дорога ведёт к Увильдам, мне – туда. Еду, не слишком спеша. Подъёмы, спуски, но не большие. Дорога очень мокрая, усыпана ломаными ветками. Видимо, здесь прошла настоящая буря. Подъезжаю к развилке. Направо дорога ведёт к озеру. Оттуда выезжает автомобиль. Спрашиваю у водителя, нельзя ли там встать с палаткой, тот говорит, что нет, но обещает, что дальше по дороге, за Саймой есть такое место. Долго ли коротко ли, проезжая мимо ворот базы, вижу в сторожке охранника. Подъезжаю, интересуюсь, нет ли тут рядом мест, где можно встать с палаткой. Оказалось, совсем рядом есть! Между двух баз остался клочок пока ещё дикой территории. Но и тут уже засыпают гравием дорогу, вероятно вскоре и здесь что-то построят. Прохожу через открытую калитку, двигаюсь мимо куч щебня, кое-где они уже рассыпаны и выровнены. Выхожу к берегу и вижу вполне подходящее место. Неподалёку справа ограда базы, и по ту сторону ограды в озеро далеко выдаётся пирс с лавочками и причалом. Наконец-то можно расположиться на берегу Увильдов! От Тургояка я проехал со всеми плутаниями приблизительно 83 км. До этого я бывал на этом озере всего один раз и аж в 1996 году! Местечко я выбрал конечно не идеальное, поросшее травой, но зато есть два дерева, куда можно повесить верёвку для просушки постиранной велоформы, а также хороший выход к озеру. Хочется уже, наконец, отдохнуть! Купаюсь прямо в форме, переодеваюсь. Вода в озере теплее, чем тургоякская. У берега – камни, но немного дальше мелкий песок, лежащий на дне в виде «стиральной доски». Ставлю палатку, кипячу на горелке воду, ужинаю. Время что-то около шести вечера, решаю прогуляться дальше вдоль берега. И вижу дальше места гораздо более удобные для стоянки! Скорее всего, именно об этом месте и говорил мне тот водитель. Но уже нет желания перетаскивать палатку и вещи на новое место. К тому же велосипед уже разобран и спрятан в палатке. Вернулся на свою стоянку, посидел, полюбовался на озеро. По сравнению с Тургояком оно просто огромное. Совсем близко, метрах в пяти от меня приземлился дятел, я его так близко до этого ещё не видел. Потом он садился на стоящие рядом деревья, ползал по ним, кружил поблизости довольно долго. Жаль, не получилось его хорошо сфотографировать. Ночью на озере было бы очень тихо, если бы не громкий ор огромного количества лягушек. Тем не менее, выспался неплохо. С утра искупался, позавтракал. Первоначально я хотел постоять у озера две ночи, но потом передумал. Вот если бы я сразу встал в том замечательном месте на пригорке чуть дальше, то я бы обязательно остался, но тут в траве одолели мошки, комары и прочая мухота. Переезжать же всего на сто метров вперёд как-то не хотелось. Поэтому решил выдвигаться домой. Собрался к 11 часам и выехал. Довольно быстро добрался до посёлка Увильды, где в киоске заправился водой и соком. Впереди тянулся длинный подъём*, тем не менее, забраться на него потихоньку не составило особого труда. Дальше была развилка с дорогой, ведущей от Карабаша. Немного спустился по ней, пофотографировал. На другом берегу озера Мал. Ирдяги видно село Губернское. Дальнейшая дорога шла по безлесной местности, катилось неплохо, ветер дул в основном в спину или немного вбок. Быстро проскочил большое село Кузнецкое. В Аргаяше хотел, было пообедать, заскочил в одно придорожное кафе, но неприятно поразился негуманной ценой на шашлык из свинины. Решил ехать дальше, зажевав на ходу сникерс. Пообедал в кафе на въезде в Касарги, вкусно и за приемлемую цену, после чего с удвоенной силой стал вкручивать в сторону Челябинска. Выехал на развилку с объездной и чуть было не свернул направо на Уфу. Вернее, уже свернул, но быстро понял, что ошибся и вернулся. Прямо дорога вела в Долгодеревенское, а меня интересовал выезд на трассу М5, ту самую, с которой я начал путешествие три дня назад. Выехав на неё, теперь я приближался к городу уже с противоположной стороны, со стороны Екатеринбурга. Докатил до развязки на въезде на ЧМЗ, решил ехать через свалку. Я уже ездил там не раз, но на этот раз затяжной подъём там показался мне просто бесконечным. Однако, в конце концов, всё заканчивается, закончился и подъём, закончилась и вся поездка, я добрался с Увильдов до дома приблизительно за четыре с небольшим часа. Итог дня: примерно 88 км. Я и не думал, что Увильды так недалеко! Можно сказать, что добрался с чувством глубокого удовлетворения от всей поездки. Несмотря на мелкие приключения, поездка очень понравилась, оставила массу положительных впечатлений. Пожалуй, можно было бы снять побольше фото, но часто просто не хотелось останавливаться и вытаскивать из заплечника фотоаппарат. В конце концов, это было моё первое многодневное велопутешествие. Хотя планировал я его долго, но вот подготовился к нему не очень хорошо. Если бы я лучше следил за снаряжением, то не допустил бы отрыва в пути лямки велобаула. Если бы у меня не оказалось с собой верёвки, мне бы пришлось туго. Верёвку обязательно надо иметь свою. И сам велобаул мой не годится для многодневных путешествий, маловат для этого. В общем, в этой поездке я получил ценный опыт, которого у меня до сих пор не было и который, несомненно, пригодится для дальнейших путешествий.
__________________________ * Ну не люблю я затяжные подъёмы ! |